Новости мира

08.10.2009
На Мадагаскаре вспомнили как делать ткань из нитей пауков

По-видимому, им не нравится работать зимой, а в период сильных дождей их шелк становится клейким и непригодным к использованию. И если пауки начнут таинственным образом исчезать с фабрики, это, возможно, потому, что на Мадагаскаре, одном из самых бедных мест на земле, верят, что поджаренные пауки полезны для горла или, на худой конец, просто вкусны.
"Это была довольно крутая кривая обучения", – сказал Саймон Пирс, британский искусствовед и эксперт по текстилю, который двадцать лет провел на Мадагаскаре. Пять лет назад Пирс и живущий на острове американский модельер Никлас Годли стали партнерами в деле, за которое более ста лет никто не брался: выращивать пауков, чтобы производить шелк, как тысячи лет это делали из коконов тутового шелкопряда.
Недавно в Музее естественной истории в Нью-Йорке две работницы осторожно сняли пластиковое покрытие, чтобы показать, чего добились Пирс и Годли вместе с более чем миллионом пауков и умелой командой бесстрашных малагасийских рабочих. Этот кусок ткани длиной 3,4 метра, яркого, отливающего золотом цвета, по словам экспертов Музея естественной истории, в Большой галерее которого он будет выставлен в течение шести месяцев, – первый зафиксированный образец рукотворной парчовой ткани, полностью созданной при помощи пауков-шелкопрядов.
Пирс провел годы, возрождая ткаческие традиции, которыми некогда славился Мадагаскар, и изготовленные под его руководством куски ткани попали в коллекции Британского музея и нью-йоркского музея Метрополитен.
В конце 1890-х на Мадагаскаре, где рыбаки издавна использовали шелковую паутину для обычных сетей и веревок, французский чиновник из технической школы создал другой "паучий" проект, выжимая шелк из живых пауков и скручивая его в нити. Говорили, что он развел достаточно пауков, чтобы соткать покрывало, которое выставлялось в 1900 году в Париже, хотя сегодня оно не существует. "И это, – говорит Пирс, – было своего рода вершиной всех попыток до того времени, пока мы не занялись этим, как безумцы".
51-летний Пирс и 40-летний Годли создали свою систему по выращиванию пауков-шелкопрядов. Они наняли местных жителей, которые прочесали окрестности длинными бамбуковыми палками, собирая живых паучих. Затем работницы (только женщины) брали каждую самку и осторожно вытягивали из нее шелковую нить, свисавшую с лапок (спровоцированный паук может и укусить, но укус не опасен). После этого самку вместе с 23 другими помещали в "убежище", где они сидели, "наматывая" на бобину свою паутину в нескончаемые нити, длина которых иногда достигала 365 метров. Потом 24 нити вручную скручивали в одну и вплетали в состоящую из 96 нитей прядь, которая служила основой ткани.
"Ни одна нить ни разу не порвалась, настолько они прочны", – сказал Годли.
А что стало с пауками? Хотя некоторые погибли в процессе работы, но Годли и Пирс говорят, что использованных пауков ежедневно отпускают на волю и что они ведут счет этим паукам, результатам их "работы" и числу погибших.
"Мы стали своего рода защитниками этих пауков, хотя никогда не собирались таковыми становиться, – сказал Годли. – Они и впрямь выглядят по-королевски".
Оба надеются, что ткань, изготовление которой стоит больше полумилиона долларов, в конце концов купят общественные учреждения культуры и будут экспонировать ее. ( Американскому музею естественной истории она одолжена.)
"Ненавижу претенциозность, но мы хотели создать произведение искусства", – сказал Годли. Они с Пирсом, по его словам, утратили – по крайней мере пока, – иллюзии по поводу того, как превратить в бизнес их одержимость парчой.
"Если бы мы делали это ради денег, – заметил он, – можно было бы найти более легкие способы заработать".

Последние обсуждения на форуме: